Решившись оформить сделку купли-продажи недвижимости в агентстве, вы убиваете сразу нескольких зайцев. Во-первых, сэкономите свое время, а во-вторых, будете не бояться того, что вам подсунут липовый договор, и вы попадетесь на удочку мошенников.
Безусловно, в вашу голову может закрасться мысль о том, что переплачивать за сопровождение не так уж разумно. Вы вполне можете справиться с этим самостоятельно, но и за последствия такого поступка будете отвечать тоже вы, ведь гарантии того, что сделка будет заключена грамотно, не будет. Между тем каждая операция с недвижимостью сопряжена со многими юридическими тонкостями, о которых нужно знать. Сделать все юридически чисто и правильно может только профессиональный юрист по сделкам с недвижимостью, который учтет несовершенство законодательства и прихоти чиновников.
В агентстве недвижимости вам предложат подписать типовой договор. Но спешите ставить подпись – сначала его нужно тщательно изучить, и лучше, если сделать это вместе с юристом.
Вот что вы должны увидеть в договоре:
- пункт о предмете договора, данные участников сделки;
- прописанный порядок исполнения договора (права и обязанности сторон);
- сроки выполнения (срок действия договора);
- вознаграждение, которое получит агентство;
- пункт об ответственности сторон;
- порядок, в котором будут разрешаться споры.
На чем нужно заострить внимание?
Проверьте, достаточно ли четко обозначен предмет договора: это понятие включает услуги, которые агентство окажет своему клиенту на платной основе. В договоре обязательно должно быть прописано какую конкретно услугу клиент хочет получить. Многие агентства готовы предложить вам любую помощь - как и просто консультирование, так и организацию взаиморасчетов между покупателем и продавцом, а также юридическую поддержку при оформлении сделки.
Еще один важный момент – адрес объекта, он должен быть прописан в договоре. Ну и конечно должен быть описаны права и обязанности сторон, которые в совокупности представляют собой порядок исполнения договора. Также необходимо упомянуть такие моменты, как поручение клиента агенту получить какие-либо необходимые для оформления сделки документы.
Обязательно нужно уточнять и переспрашивать, прояснять все непонятные моменты.
Что касается вознаграждения агенту и других расходов по сделке – то следует, во-первых, определить, кто именно будет оплачивать его (что тоже должно быть прописано в договоре), во-вторых, указать размер всех затрат.
Какие еще могут быть расходы?
1. Расходы на рекламу. Впрочем, есть такие объекты, которые в рекламе не нуждаются – это квартиры высокой степени ликвидности.
2. Расходы на подготовку документов, необходимых для заключения сделки купли-продажи (например, справка БТИ).
3. Расходы непосредственно при заключении сделки (в т.ч. услуги нотариуса).
Также в договоре должен быть предусмотрены условия возможного его расторжения, которые должны устраивать и покупателя, и продавца.
Что касается ответственности сторон, то она также прописана в Законе «О защите прав потребителей».
Подписывать договор нужно только тогда, когда вы полностью вникли в его содержимое, и ни один из моментов не остался невыясненным. Помните, что ваша подпись означает то, что вы взяли на себя определенные обязательства, которые нужно будет выполнять.
Полезная информация: