Все, что окружает нас, дело их рук: храмы, фасады домов, скверы и парковые зоны с монументальными композициями, фонтанами, «альпийскими» горками, богатые на изыски площади торговых центров. Архитекторы создают города, дают жизнь вечности.
Шпили, виллы, коттеджи одними руками
Пожалуй, в каждом городе среди архитектурных памятников есть оригинальные композиции, вызывающие интерес, удивляющие своей помпезностью, изящностью или официальной строгостью. И не найти человека, которого бы не покоряли своды арок, мосты с древними фрагментами, башни и, конечно, купола, которым приписывают магические свойства. Красота и функциональность архитектуры — это не только эстетика, но и залог комфортного образа жизни.
Наверное, именно желание воссоздать тот или иной архитектурный ансамбль в миниатюре или, вдохновившись, придумать нечто свое, легло в основу тенденции загородного коттеджного строительства. В последние годы она значительно укрепилась. А это, как понимаете, еще одно направление деятельности, новый «фронт» работ для архитекторов.
За последние три года под Киевом было построено 5-6 тыс. домов на 1,5 млн. кв. м.
Помимо спроса на профессиональных проектировщиков, в столице растет спрос и на дизайнеров. Поэтому зачастую и архитекторы-одиночки и мастерские принимают дизайнерские заказы — это тоже часть работы. И, если раньше стоимость авторской дизайн-разработки для среднестатистического кошелька была неподъемной, то теперь ситуация изменилась. Потенциал дизайнерского рынка в столице составляет порядка 6-7 тыс. клиентов в год. В среднем, в Киеве авторский дизайн оценивается в 1500 у.е. По Украине в целом — в пределах 1000 у.е.
Дизайнер и архитектор — профессии разные, но близкие и совместимые. Поэтому в контексте эти виды деятельности употребляются в одном «ключе».
О методах и формах
Заработок, степень творческой реализации, условия и режим труда напрямую зависят от предпочтений архитектора — структуры и формы работы. У каждого варианта — свои плюсы и минусы. Рынок труда не ограничивает соискателей, каждый выбирает для себя, поэтому представляем организационную характеристику возможных коопераций. Прежде всего, остановимся на одиночках, творцах, называющих себя свободными художниками. Они преданы делу и практически все свое время отдают работе, самостоятельно «коптя» над заказами. Одиночки преимущественно занимаются проектами особняков, небольших объектов социальной инфраструктуры, дизайном интерьеров. Как правило, в таком формате заказы выполняются в более лояльном временном режиме.
«Одинокие волки» востребованы на рынке труда, имеют собственную клиентскую базу, но работать в одиночку небезопасно. Свободные художники не защищены в юридическом плане. Договоры с заказчиками составляются без соблюдения всех формальностей, или не составляются вовсе. Отстаивать интересы исполнителей заказов некому. Для урегулирования отношений с заказчиком архитекторы объединяются в свободные бригады (СБ), нанимая юристов для защиты своих прав. Еще одна предпосылка консолидации — невозможность справиться с заказами самостоятельно. Сотрудничество в рамках СБ отражает интересы всех сторон, но редко бывает долгосрочным.
Еще одна возможность объединения талантов, направленная на повышение эффективности и систематизации работы, — создание специализированной студии. Такая кооперация позволяет сэкономить на аренде помещения и оргтехники, а также бухгалтерии и малочисленном офисном персонале. Каждый архитектор работает «сам по себе»: ищет заказчиков, выбирает проекты, проводит встречи, а заказы, с которыми не справляется, предлагает коллегам. Стабильного руководителя в таких объединениях нет — архитекторы равнозначны в своих функциях.
Следующая форма — мастерская. Она более формализована, может быть осколком бывшего проектного института, или — новообразованием. Поиск, контакты с заказчиками — только через руководителя мастерской. Это касается всего функционирования, в т. ч. и распределения финансовых потоков. Может сотрудничать со смежными организациями, например, строительными или дизайнерскими. Организационно-правовой аналог — «ЗАО», «АОЗТ».
Выше мастерской в организационной иерархии — гражданский проектный институт. Эта форма ориентирована на значительно большее число заказов и более серьезные проекты. Руководят ПИ архитектор и его заместители, основная производственная единица — мастерская (как подразделение). Организация включает смежные структуры, благодаря чему может осилить весь цикл проектирования. Такая замкнутая система более «бюрократична», но зато значительно облегчает «жизнь» заказчику, поскольку включает согласования. Сами архитекторы признают: в госинституте, как и в госмастерских, зарплаты значительно ниже, проекты реализуются медленнее, но зато работу можно назвать стабильной.
Похожи по структуре и функциям промышленные проектные институты.
Камни преткновения
Гордо называться архитекторами в Украине хотят по-прежнему многие, эта специальность широко популярна. Но из-за проблем с отводом земли и отсутствия четкого механизма ее купли-продажи, многие инвесторы из ближнего и дальнего зарубежья после двух-, трехлетних разработок отказываются от реализации проектов. Это очень «бьет» по местным архитекторам, которые занимались проектированием, готовили презентационные материалы, работали над обоснованиями. К этому же блоку проблем можно отнести периодические перебои с финансированием государственных заказов. А в некоторых крупных городах Украины по сей день нет современных генеральных планов развития, что значительно тормозит застройку и мешает реализации многих проектов.
В целом же, как утверждают специалисты, поле деятельности у отечественных архитекторов широкое. Они нынче в цене. К тому же, основная масса заказов приходится на местные частные компании.
Требования к должности
К числу основных требований к архитекторам можно отнести следующее:
- ВО (архитектор);
- знание компьютерных программ Excel, Word, AutoCAD, ArhiCAD;
- ОР от двух лет;
- знание нормативной документации и процессов согласований;
- возраст — от 22 до 50;
- коммуникабельность;
- дипломатичность;
- мобильность;
- энергичность.
К тому же, для качественной работы архитектору необходимо иметь юридическую, экономическую, нормативно-правовую и менеджерскую подготовку. Обладать знаниями по указанным направлениям в полном объеме, конечно, необязательно, достаточно отраслевых курсов и знаний, приобретенных на практике, а также профильных юридических документов, к которым при необходимости можно обратиться.
И об оплате замолвите слово
Уровень оплаты труда архитекторов зависит от объемов и формы работы. Дипломированным специалистам с минимальным опытом (1-2 года), которые не принимали участия в серьезных проектах и имеют узкую специализацию, работодатели предлагают от 400 до 600 у.е. Специалисты же высшего класса, имеющие опыт работы главным архитектором проекта и хорошую репутацию в архитектурных деловых кругах, обладающие знаниями специальных программ, основ стандартизации, сертификации и патентования, согласовательных процедур, могут рассчитывать на 1100 у.е. и выше.
Эпилог
Итак, архитектор — не только творец, но и «технарь», и программист, и «законник». Люди, ставшие на этот творческий путь, мечтают строить дворцы, а в реальности планируют жилые дома и магазины. Студентам архитектурных факультетов и институтов говорят: «Одного таланта для будущего архитектора недостаточно, необходимо еще и трудолюбие, «умение посадить себя на клей» (просиживать ночами над чертежами)!» Вдохновение — неизменный спутник творчества, но настоящий мастер, как известно, должен уметь работать и без вдохновения.