Мудрые люди давно заметили, что самые лучшие примеры дизайна нам дает дикая природа. И практически все художественные приемы взяты из нее. Особенно это касается растительного, ландшафтного дизайна. Ведь любуясь и восхищаясь чудесными садами и тенистыми парками, мы понимаем, что это всего лишь попытка скопировать совершенство нерукотворной природы.
Другое дело, что ландшафтный дизайнер, создавая свой шедевр, выражая в нем свое настроение и миропонимание, пытается что-то изменить, переделать и подправить на свой манер.
В вопросе заимствования у природы на Западе и Востоке сложилось два совершенно противоположных подхода к ландшафтному дизайну.
Европейцы относятся к природе более утилитарно, привнося в нее много своего: либо утилитарного, либо символического. Поэтому именно в Европе зародился такой прием как "стилизованный ландшафтный дизайн" , в котором растения пытаются превратить в архитектурный элемент, скульптурную или геометрическую фигуру. Зародившийся тут "регулярный стиль" с прямыми линиями, симметрией, партерными цветочными и газонными орнаментами также подтверждает наше суждение. А дополняет тезис об исключительном утилитаризме европейского стиля ландшафтного дизайна широкое применение таких неприродно-декоративных элементов декора, как дорожки, мостики, беседки и прочие малые сооружения. Вывод напрашивается сам собой: с помощью природных элементов европеец пытается скопировать греющие его сердце элементы урбанистического ландшафта и атрибуты домашнего быта. Сад в такой интерпретации призван создавать уют, радовать его владельца красками и формами.
Совсем другое дело - восточный ландшафтный дизайн. Для японца Бог - это сама природа, а ее язык - язык самого Всевышнего. В этом понимании и сам японец, и все в его мире, включая дом и сад - всего лишь частица Бога. Поэтому творения искусства в японской культуре тем выше, чем ближе они к нерукотворной природе, чем тоньше они отражают ее форму и дух. Такие убеждения японских садовников и ландшафтных дизайнеров заставляют их ни на йоту не отходить от естественных форм ландшафта, как можно более полно копируя их элементы. Более того, восточные дизайнеры стремятся еще более уточнить, обострить эту естественность, сочетая отдельные элементы таким образом, что их индивидуальность обостряется, а гармония становится еще более рельефной. При этом, и отдельные элементы, и их сочетание несут определенный смысл и настроение, максимально усиленные художником. А вся ландшафтная композиция становится ярким и емким смысловым образом.
Японский ландшафтный дизайн, в отличие от европейского, создан не для уютного кайфа, а для глубокого самосозерцания и размышлений, помогающих почувствовать гармонию всего сущего и узнать свое место в ней. Вот изогнутый ветрами, покрытый трещинами штамбик бонсаи, как бы сгорбленный под тяжестью лет. Обнаженные, морщинистые корни похожи на сухие пальцы старика. Совсем немного листьев на тонких ветвях, а на одной из них - три неожиданных цветка. А на их лепестках нежные капли росы. И не беда, что все это создано искусной рукой мастера. Но очень трудно ярче или проще выразить мысль о неумолимом течении времени, щемящую тоску по ушедшей юности и, одновременно, крепкую веру в будущее.
Кому-то ближе и понятнее европейская тяга к комфорту и утилитарности. А кому-то - японский символический язык и благоговейное преклонение перед природой. Важно только понимать, что и восточный, и западный ландшафтный дизайн требует вложения в садовые произведения массы сил, времени и мастерства. А какой стиль выбрать - решать вам.