Пожалуй, трудно в жизни найти еще такое место как русская парная, столь радостно воспринимаемое душой и телом, всей полнотой нашего естества. В баньке "так хорошо, что любо" заключал человек, как только переступал ее порог. Всем она хороша, ни одного органа чувств не обделяя добротой. В ней радуется душа и молодеет тело, "сердце веселится и лицо цветет!" Все в ней гармонично и уютно, природно и сродственно натуре нашей. Для человека, незнакомого с существом дела неожиданным может оказаться то, что использование в русской парной любых элементов и средств технического прогресса не только не доставляет радости, но даже может вызвать уныние и тоску. Это тот случай, когда острее воспринимается всякое построение, всякое нарушение гармонии в этой удивительной среде. Нам приходилось испытывать такие чувства гораздо ранее того, как осознавалась их причина.
Недопустимы в парной облицовочная плитка и гладко оструганные поверхности деревянных конструкций, раздражающе светлые тона дерева и современные светильники, фарфор и эмалированная посуда. Желание в одном случае устроить комфортабельную парную камеру из гладко обработанных березовых досок закончилось полным разочарованием, т.к. находиться в ней было тоскливо и неуютно. Здесь срабатывает обратный эффект чем более приближена к естественным формам поверхность деревянных конструкций, чем темнее и спокойнее их цвет, чем мягче и рассеяннее свет в парной, тем большее блаженство наполняет ее гостей. Темно зеленое сено и золотистая солома, полукруглые горбыли стен, облака клубящегося пара, потрескивание горящих в печи дров, малиновые камни и букеты банных веников на розовых телах вот та атмосфера, которая во всем природна и органична. В этой среде даже самые красивые и элегантные резиновые и пластмассовые шлепанцы нога парильщика с удовольствием переменила бы на лыковые лапти. Внутренняя обшивка стен парной вертикально расположенных горбылями напоминает острог, а горизонтальное их расположение возвращает человека в детство, внося в душу мир и безмятежность. Никакие искусственные краски и лаки недопустимы в этом месте. Три естественных цвета в интерьере парной создают гармонию и полноту: золотистые тона дерева и соломы, малиновый накал печи, зелень банных веников и сена в рассеянном клубами пара свете вот фон и среда для ублажающегося здесь человека. Полки и лавки, оформление печи-каменки и утварь парной не допускают никаких возбуждающих динамических форм и красок. Здесь время остановилось, пришли в равновесие стихии воды, огня и человек приходит в себя, освобождаясь от мелкой суеты и вредных напряжений.
В целом весь интерьер парной камеры должен представлять собой сочетание природных форм и материалов. Это помогает легче отключиться от той искусственной среды, в которой протекает почти вся наша нынешняя жизнь. Веками стены русских бань как и бревенчатых домов строили из тщательно подготовленных круглых бревен, предварительно высушенных до содержания в них влаги не более 10%. Строительство бревенчатых сооружений требовало большого мастерства и доброго материала. Ныне же дефицитны стали бревна и мало осталось мастеров, владеющих этим искусством. Тем не менее, при надлежащем устройстве тепло и пароизоляции кирпичных стен и воздушной прослойки под деревянной внутренней обшивкой стен мы почти, если не полностью сохраняем эстетические и эксплуатационные достоинства парной, если используем обрезные горбыли толщиной не менее 50-60 мм. Такой горбыль нашивается на брус или подстилающий слой двадцатимиллиметровых досок, будучи предварительно очищенным, от коры и сучьев. Даже у оструганных досок, используемых при устройстве полков и лавок, желательно сохранить природную форму боковой поверхности, оконтуривающей снаружи полок и лавки. Таким образом, весь их боковой контур будет хорошо сочетаться с фактурой стен. Грубая и темная поверхность внутренних стен, создавая атмосферу покоя и уюта, быстрее прогревается, аккумулирует тепло и ускоряет созревание парной.
В современных саунах чтобы придать дереву темный тон, его обжигают паяльной лампой или окрашивают химическими препаратами. И то и другое нам более чем не подходит. Открытое пламя паяльной лампы приводит к обугливанию верхнего слоя древесины и буквально уничтожает, убивает ее фактуру и запах. Мы уже говорили, что стены это легкие парной, с помощью которых достигается ее особый аромат и микроклимат. Обожженное же дерево утрачивает способность принимать и отдавать воздух, влагу и аромат. Поскольку в процессе эксплуатации мы активно плещем на стены парной настои трав, последние, являясь естественными красителями, как раз и приведут к желаемому эффекту. Постепенно деревянные поверхности покрываются ровной темной патиной, "налетом времени" и принимают, если можно так сказать, антикварный вид. Тем более что это в целом произведение ручной работы, всегда хранящее и приумножающее тепло человека. Недаром из древности дошло до нас определение что "лучшая баня та, которая давно построена и имеет мягкую воду. И та, которую топят сообразно натуре тех, кто хочет в нее войти". Ручки дверей и вешалки для утвари и полотенец, банных веников и одежды прекрасно дополняют интерьер, если использовать для них ветви деревьев необходимой формы и величины, выпиленные с частью ствола, от которого они росли. Экранирующие стенки ограждения калильной печи могут быть красиво сложены из разнообразных природных камней или красного кирпича под расшивку, составляющих единый ансамбль с валунами и крупной галькой, покрывающих нашу печь. Бронзовые или латунные водопроводные краны должны иметь красивые и удобные деревянные ручки. Устройство окон в парилке нежелательно по целому ряду причин. Они отвлекают внимание от чудного мира парной, дневной свет разрушает его очарование, а почти всегда неизбежная при этом утечка тепла и ароматов обедняет ее паровоздушную среду. Источник света располагают над входной дверью парной и изящно экранируют его, чтобы парилка освещалась мягким и неярким светом. Необходима здесь и полная умиротворяющая тишина. Это условие обеспечивается самим устройством парной камеры и не нарушается при соответствующей культуре ее гостей. Специфической особенностью парной является то, что человек в ней находится раздетым и все поверхности лавок, полков и стен, с которыми соприкасается обнаженное тело, должны вызывать удовольствие, а не наоборот. Это зависит от того, какой нами использован вид дерева, каково его строение, теплопроводность и состояние поверхности. Дерево для банных полков и стен должно быть мягким на ощупь, не обжигать тело, не иметь сучков, задиров и смолы, которая, выплавляясь при повышении температуры, может причинить ожоги. Идеальной древесиной, отвечающей всем этим требованием, обладает липа, которая к тому же не трескается в условиях переменной влажности и температуры, душиста и создает атмосферу пчелиного улья. Плохо проводят тепло и могут быть использованы при отсутствии липы верба и осина.
Что касается обонятельного восприятия парной то, как мы уже говорили, она должна аккумулировать в себе не испарения человеческого тела, а ароматы растительного мира: древесины, трав и цветков, которые дополняются вкусовыми достоинствами чаев у самовара. Наряду с запахами свежих дров в русской парной приятно ощущать и запах ароматного дымка, причем как в сочетании с душистым паром, так и у самовара с чаем. Для того, чтобы на банном полке не ограничивать возможности парильщика менять положение тела вместо стационарных подголовников, занимающих всю ширину банного полка предпочтительнее использовать небольшие и удобные индивидуальные подголовники из мягкой липы или ивы. Входная дверь парилки с полукруглым верхом, изящной деревянной ручкой природных форм и внутренней обшивкой, соответствующей поверхности стен и потолка, сама по себе, будучи весьма красивой, прекрасно завершает интерьер парной.