Предприятиям приходится тратить на ремонт немалые средства, поскольку большая доля коммерческой недвижимости, которая представлена сегодня на рынке, требует серьезных капитальных вложений. По мнению специалистов, в России "львиная доля ремонтных затрат идет на исправление ошибок проектировщиков и строителей, а также ликвидацию недоделок". Неудивительно, что объем рынка ремонтно-строительных работ продолжает расти и своим размахом он во многом обязан специфике российского стройкомплекса.
С целью оценки ситуации на региональном строительном рынке "Агентством развития бизнеса" было проведено исследование рынка ремонтно-строительных работ г.Челябинска, в ходе которого было опрошено 167 предприятий нашего города различных отраслей промышленности.
Так, по данным исследования более половины (57%) всех опрошенных предприятий г. Челябинска уже проводили ремонтные работы за последние 1-2 года, а 70,3% из них и в этом году планируют ремонт офисного помещения. Причиной довольно большого спроса на ремонтные услуги, в первую очередь, является тот факт, что большая часть офисных помещений, арендуемых предприятиями г. Челябинска, это помещения класса "С" - типичные институтские здания в состоянии "без ремонта", требующие частичного или капитального ремонта, иногда с перепланировкой. Как правило, ремонтируют в основном офисные помещения (60%), бюджетные организации (40%), а также объекты торговли и сферы обслуживания (9%). Изменений структуры спроса относительно объектов ремонта до конца текущего года не предвидится.
Сегодня на рынке ремонтно-строительных работ наблюдается быстрое увеличение ассортимента предлагаемых услуг. Если на начало 2003 года полный перечень услуг содержал более 100 позиций, то сейчас - около трехсот. Заказчик может выбрать то, что ему наиболее подходит и по качеству, и по стоимости. Среди предприятий г. Челябинска самым востребованным видом ремонтных услуг являются штукатурные работы и наклейка обоев (96%). Стабильность спроса на данный вид работ объясняется тем, что ремонт с применением обоев - это возможность быстрого, легкого и относительно недорого обновления помещения. Далее следуют малярные работы, отделка фасада (90%); на третьем месте - установка перегородок, отделка стен ГВЛ и ГКЛ (35%); затем - монтаж подвесных потолков, установка и отделка полов, установка дверей и окон (по 25%). К числу наименее распространенных видов ремонтных услуг можно отнести монтаж сантехники, а также установку кафельных и керамических покрытий. В среднем, каждое отдельное предприятие, которое уже пользовалось услугами ремонта за последние два года, использовало не менее 3-х различных видов ремонтных услуг, а отделку стен, в этом случае, можно назвать обязательной составляющей в комплексе всех внутренних отделочных работ. Как показал анализ полученных результатов, структурных изменений спроса на указанные виды ремонтных работ до конца 2004 года не ожидается. Что касается общих затрат на ремонтно-строительные услуги, то все предприятия из числа корпоративных потребителей распределились следующим образом:
Первая группа заказчиков - это те, кому нужен косметический или так называемый частичный ремонт: наклейка обоев, монтаж полов и т.п. Данная группа за 2 года потратила на ремонт до 100 тыс. рублей и составила 70% от числа корпоративных потребителей ремонтных услуг.
Вторая группа - это заказчики, которым требуется комплексная отделка эконом-класса с небольшой перепланировкой, и общий объем затрат которых составил от 100 тыс. до 1 млн. рублей - 19,2% предприятий.
Третья группа - заказчики, затраты на ремонт которых составили более 1 млн. рублей - 9,5%
Примечательно, что, в среднем, около 60% от общей стоимости ремонтных работ предприятия тратят на отделочные материалы.
Специалисты отмечают, что сегодня уже появляются симптомы "затоваривания" рынка ремонтно-строительных услуг. Каждый месяц в прессе появляется по 120-160 совершенно новых предложений от фирм, бригад и частных лиц на подобные услуги. Однако, обращаются в фирмы, занимающиеся ремонтом коммерческих помещений, лишь немногие корпоративные потребители. Обычно фирма забирает себе треть суммы от стоимости ремонтных работ. Поэтому 25% предприятий г. Челябинска организовывало ремонт собственными силами, либо нанимало частных подрядчиков; 75% заказывали ремонт/отделку в специализированных фирмах, название которых смогли вспомнить лишь 28% корпоративных пользователей услуг ремонта. Но, как показали данные исследования, на указанные респондентами строительные компании приходится лишь по 1% сектора корпоративных клиентов. Назовем некоторые из них: ООО "Альтаир", ООО "Аркада", СК "Миг", ООО "Полистрой", ООО "Реммедстрой", СК "Спецстройсервис", ООО "Строительство и перспективы", ЗАО "СтройАгро", ЗАО "Уралстройэкспо", АО "Уралметаллургремонт", ООО "Фронт ремонт", ОАО "Южуралэлектромонтаж" и др. Всего, к концу 2003 году в Челябинской области насчитывалось уже 1000 строительных компаний. Все перечисленные компании одинаково ориентированы на широкий спектр ремонтно-строительных услуг и на различные объемы работ. Более того, корпоративные потребители ремонтных услуг сравнительно одинаково оценивают того или иного участника рынка. Так по оценке самих корпоративных заказчиков подавляющее большинство из них лишь "частично удовлетворены" качеством выполненных работ, сроками и стоимостью. Больше всего респондентов не устраивает качество работ и предоставленные гарантии. По-прежнему рынок ремонтно-строительных работ остается нецивилизованным - нет ни четких критериев качества, ни надежных гарантий. Вместе с тем, спрос корпоративных потребителей на данный вид услуг значительно увеличивается. Заметно увеличивается и ассортимент предоставляемых услуг.