Глобальный экономический кризис серьезно ударил по российскому строительному рынку. Падение темпов строительства началось в 2008 году и продолжилось в 2009. Многие проекты были заморожены, а почти все новые жилые и торговые комплексы так и остались на бумаге. Впервые за десятилетие объем строительных работ упал, и сразу на 15 процентов. Несмотря на эти потрясения, кажется, что пик кризиса уже пройден, и в 2010 году ожидается стабилизация строительного рынка, а в 2011 – его рост. Во второй половине 2008 года серьезно огорчали инвесторов, к концу того года ситуация казалась критической. Но, благодаря восстановлению рынков в первой половине 2009, годовые показатели роста были хорошими. В целом, не считая первого полугодия, 2009 год был очень тяжелым. Объем строительства, занятость и другие ключевые показатели в этой сфере серьезно упали. В рублевых ценах, российский строительный рынок сократился на 18.4% за первые три квартала 2009 года. Но если взять те же данные в долларовых ценах, то окажется, что из-за падения курса рубля, рынок за первые 3 квартала 2009 года сократился всего лишь со 129 миллиардов до 89 миллиардов долларов за тот же период предыдущего года. Строительство жилых домов было затронуто экономическим кризисом в меньшей степени. После 6.5% роста в 2008 году, в первые девять месяцев 2009 года объем сданного в эксплуатацию жилья незначительно снизился. В немалой степени это произошло из-за внедрения новых технологий, позволивших удешевить себестоимость жилья, например, использования при строительстве . За первые три квартала 2009 года общая площадь построенного жилья снизилась на 0.6%. Однако из-за боязни инвесторов вкладывать деньги в новые проекты, в ближайшие месяцы прогнозируется плавное снижение показателей. Хотя темпы строительства жилого и коммерческого жилья в первые месяцы 2010 года останутся невысокими, прогнозируется, что большинство строительных контрактов в этом году будут связаны с возведением инфраструктурных объектов. Этот факт может послужить хорошим стимулом для роста строительного рынка. Федеральная программа, запущенная российским правительством, предусматривает расширение строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов и других объектов. В этой программе предусматривается модернизация российской транспортной системы, которая будет проводиться между 2010 и 2015 годами. Стоимость программы составит около 420 миллиардов долларов, из них 147 миллиардов будет выделено из федерального бюджета. Даже если из этой программы будет выполнено только 10%, более 7 миллиардов долларов будет вливаться в строительный рынок на протяжении следующих пяти лет. Из-за увеличения российского бюджетного дефицита до 3-7% ВВП, большая часть финансирования будет осуществляться частными компаниями и инвесторами. Проект включает в себя контракты, подписанные в рамках государственно-частного партнерства. Среди крупнейших проектов – строительство платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, и двухмиллиардный контракт на модернизацию аэропорта Пулково. Эта схема сотрудничества имеет огромный потенциал, более 20% от всех запланированных на ближайшие десять лет проектов будут построены в рамках этих контрактов. Кроме вливаний в транспортную инфраструктуру, стоит отметить грандиозные строительные планы в сфере энергетики. Они включают в себя реконструкцию Саяно-Шушенской ГЭС и строительство нескольких атомных электростанций. Планируется возведение нового космодрома, чья стоимость составит более 12 миллиардов долларов. Строительство олимпийских объектов в Сочи и инфраструктуры во Владивостоке, предназначенной для проведения саммита АТЭС, также станет мощным стимулом для роста строительной индустрии. Общая стоимость этих проектов составит более 20 миллиардов долларов, большая часть из этих средств будет использована для строительства и модернизации автомобильных и железных дорог, тоннелей, аэропортов, стадионов и энергетических объектов.