Строительство – это прибыльно. Сегодня это знают все. Как же создать свою компанию, которая сможет стать постоянным и стабильным бизнесом, успешно противодействующим кризису и конкурентам? Если вы не обладаете значительным объемом денег, которые можно сразу вложить в развитие вашего дела, начинать придется с малого. Можно попробовать создать ремонтно-строительную бригаду, которая сможет постепенно расширяться, завоевывая для вас все новые сегменты рынка. Ее минимальный штат состоит из четырех человек – штукатура, плотника, маляра, и электрика (либо сантехника). Лучше всего, чтобы на каждый вид работ у вас было хотя бы два специалиста – это позволит работать без простоев, и не слишком бояться крупных заказов. Не пытайтесь экономить на кадрах – лицензию вам выдадут только в том случае, если в штате не менее половины сотрудников имеют высшее строительное образование. Ну и, с чисто практической точки зрения лучше нанимать людей, имеющих опыт проведения строительно-отделочных работ (если такой опыт есть у вас – это вообще идеальный вариант). Будьте честным нанимателем – единожды обманув кого-то из мастеров, можете не рассчитывать на стоящих специалистов.
Слухи в подобной среде распространяются очень быстро и к вам на работу просто не пойдут. Далее, вам нужно легализироваться, то есть получить государственную лицензию. Правда, в последние годы законодательство в этом вопросе слегка изменилось, так что лучше проконсультироваться у опытного юриста. Раньше лицензия выдавалась на срок до пяти лет, а сам процесс оформления занимал один-два месяца. Ну и после лицензирования вы должны нормально платить налоги и вести четкую и ясную бухгалтерию, что требует наличия в штате хотя бы одного бухгалтера.
Конечно, до того момента, когда вы станете крупной компанией с большими объемами заказов, могут пройти долгие годы, но фундамент должен быть достаточно надежным. При необходимости вы сможете обратиться за консультациями к крупным фирмам, специализирующимся на оказании юридических или бухгалтерских услуг. И не забывайте, что даже международный уровень – это совсем не так сложно.
Очень многие пользуются услугами строителей из стран СНГ – молдавские или азиатские сотрудники достаточно частое явление в строительных компаниях. Не менее близким зарубежье оказывается и в плане заказчиков, так что, на каком то этапе вам может понадобиться даже перевод контрактов. Не обязательно включать в штат специального переводчика, такой шаг окупает себя только в крупных фирмах, так что намного более удобным вариантом станет сотрудничество с профессиональным бюро переводов, которому можно будет доверить заказ любой сложности – к примеру, перевод с узбекского.
А сам по себе поиск клиентов становится, в общем-то, делом совсем несложным. СМИ, личные рекомендации, объекты малого бизнеса вроде небольших кафе – все это вполне по плечу даже начинающей бригаде. Главное – не забывайте о своей репутации. И все время стремитесь вперед, осваивая новые рынки и виды услуг. Динамичный рост – залог успеха компании в любой отрасли.