В архитектуре существуют формы и объёмы, с помощью которых архитектор создаёт определённое пространство, оказывающее на нас эмоциональное воздействие. Архитектурные образы бывают разными и поэтому действуют на человека тоже по-разному.
Зародившийся в России конструктивизм оставил после себя прекрасные сооружения, которые олицетворяют оптимизм и динамизм начала XX века. Например, в Ростове-на-Дону было построено театральное здание, впереди которого выступал большой куб, а по бокам находились призматические корпуса. Оригинальное и местами жутковатое впечатление производит берлинский музей, который больше напоминает памятник жертвам холокоста. Он представляет собой цинковый контейнер прямоугольного типа, порезанный узкими полосками стеклянных окон, которые напоминают стигматы веры.
В русских же церквях и храмах все художественные средства были направлены на то, чтобы показать создание такого чувства как торжественность. Все декоративные элементы были необходимы, чтобы пробудить в человеке возвышенные чувства, которые будут созвучны его внутреннему состоянию. Это и иконы расположенные друг над другом, высокие расписные купола, вертикали свечей, стремящиеся вверх колонны.
Такие эффекты применялись во время возведения готической архитектуры. В таких сооружениях высота достигала 30-40 метров, и человек находясь в нём, чувствовал величие Бога, его силу и вместе с тем понимал ничтожность своего существования.
Именно поэтому малые архитектурные формы своими руками, возводившиеся умелыми архитекторами, могли влиять на настроение и психику человека. И в наше время дизайнерам очень важно знать психологию восприятия цвета и форм.
На психологию человека воздействуют не столько формы архитектурные, а скорее их соотношение, общий ритм, пропорции и масштаб, то есть всё то, что в наше время называют организацией интерьера.
К таким средствам относится симметрия, асимметрия, масштаб, пропорции. Немаловажным является и ритм, контрасты, цвет, свет, фактура поверхности, различные нюансы.
Воздействие композиции на человека, прежде всего, зависит от его физиологии и психологии. От постоянного сравнения в теле человека вырабатывается привычные нормы, которые способствуют ориентировке в размерах и расстояниях. Мы сравниваем со своим ростом предметы, например, смотря на высокое здание, в голове представляем во сколько раз, наш рост укладывается в это построение или сколько раз нам необходимо шагнуть, чтобы попасть в назначенное место.
Архитектурный масштаб – композиционная категория, которая выражает соотношение между частями предмета. В не зависимости от реальной величины, существующий предмет можно охарактеризовать маленький или большой, измельчённый или значительный, рядовой или монументальный. Для примера можно взять два здания: трёхэтажное и четырёх. Первый этаж отделан рустом, фасад украшен колоннами, которые поставлены на высоту третьего этажа, над ними расположился бортик с барельефом. Второе здание представляет собой типичный панельный домик с небольшими оконными проёмами и балконами. При первом сравнении видно, что по высоте больше второе здание. А благодаря фасаду с вертикальным строением, с колоннами и бортиками, это здание воспринимается как величественное, монументальное.
В зависимости на какое восприятие оно рассчитано, и какое у него назначение определяется масштаб архитектуры и соотношение между его частями.
Архитектурный масштаб создаёт то впечатление от сооружения, какое заложил в него автор.
Архитектурная пропорция – это соразмерность частей сооружения, которое оказывает влияние на гармоничность интерьера.
За счёт изменений поверхностей стен или потолка, пропорций можно добиться различного восприятия от пространства. Благодаря этому способу можно визуально расширить довольно узкий коридор путём введения горизонтальных членений на стены, помещение с низкими потолками «вытянуть» за счёт вертикальных. Можно «сжать» или «раздвинуть» стены, «увеличить» или «уменьшить» пространство. Соотношение целого и частей может снять ощущение тяжести над головой или напряженность эмоциональную.
Процесс восприятия объемности и глубины форм определяется парной работой больших полушарий мозга. Ориентация человека в помещении связывается с осью симметрии его тела.
Симметрией мы привыкли считать одинаковое расположение частей по отношению к линии и плоскости. Существует несколько видов симметрии симметрия правого и левого, зеркальная, центрально-осевая, винтообразная.
Восприятия симметрии в пространстве достигается в том случае, если симметричные объекты можно охватить, посмотрев на них один раз. Если нужный симметричный порядок невозможно охватить с одной линии наблюдения или воспринять с одной точки, то увидеть единство композиции не удастся.
Применять симметрию в жилищах нужно аккуратно и целесообразно. Симметричные формы способны произвести впечатление ненужной величавости и организованности. Также могут стать причиной дискомфорта человека и подчинить себе его волю. Таких консервативных интерьеров с симметричными формами нужно избегать, так как они не способны к развитию.
Существует и противоположный метод симметрии – это асимметрия. Здесь тождество частей заменяется зрительным равновесием. Она всегда индивидуальна. Восприятие этой композиции сложнее, так как понять закономерность постройки возможно только увидев сооружение в целом. В этом можно найти и преимущество, правильно сделанный асимметричный интерьер может быть динамичным и всегда готов к изменениям и трансформациям.
Одним из сильных композиционных средств является ритм. Это средство уже заложено в природе, и его можно наблюдать в одинаковых облачках, плывущих по небу, в одинаковых по форме листочках на деревьях, точечках на ярком оперении птиц, которое складывается в неповторимый образ. В архитектуре это ощущение передаётся благодаря чередованию форм и элементов в пространстве, с интервалами между ними или просто непрерывными изменениями, например спираль.
Существует два вида ритма. Простой – это когда наблюдается повторение одной и той же формы, и сложный – повторение форм групп. Ритмический ряд может складываться как минимум из четырёх элементов. Такой приём можно наблюдать при создании ряда колон, повторяющих предыдущее построение, и тем самым создавая некий ритм. На примере Лувра можно заметить, что окошки на разных этажах здания имеют разную высоту, что придает более величественный вид этому зданию.
Ритм может сильно воздействовать на эмоции, и неправильное их применение может привести к тому, что человек просто утомиться, рассматривая их монотонность. А в Лувре при рассмотрении оконных проёмов взор не утомляется, так как они разбавлены пилястрами и декором, что придаёт сооружению динамику и статичность.