Некоторые автолюбители ошибочно считают, что вентиляция гаража особого внимания просто не заслуживает, что можно обойтись и без нее. Так, по неопытности, стремясь сэкономить на мелочах, не дальновидные хозяева просто обеспечивают себе дополнительные (при чем не маленькие) финансовые траты, связанные с ремонтом гаража, в будущем.
Почему необходима вентиляция
Отапливаемый или не отапливаемый гараж, вентиляция в нем должна присутствовать в обязательном порядке. В противном случае, нерадивые хозяева сами создают условия, которые будут способствовать раннему «старению» их собственного автомобиля. Причиной всему станет искусственно нагретый воздух в холодный период года. При низкой циркуляции воздушной массы образуется влажный микроклимат, вызывающий быстрые разрушения в слабых местах эмали (удары, царапины и т.п.), покрывающей кузова. Кроме того, слабая вентиляция воздуха является причиной конденсата и, как следствие, ржавчины.
Приведем еще один довод в пользу обустройства вентиляции. Окисление покрытия автомобиля также вызывают следы реагентов, испарения от различных красок, топлива, масел, которых зачастую практически в любом гараже содержится достаточное количество. А скопления угарного газа, который образуется в процессе работы автомобильного двигателя, вообще могут представлять угрозу для жизни автолюбителя.
Вентиляция гаража позволяет создать здоровый и комфортный микроклимат в этом помещении, будет служить еще одним методом профилактической защиты от распространения токсичных веществ, болезнетворных микробов и плесени.
Некоторые строительные нормы
Существуют определенные строительные нормы, в которых указаны оптимальные условия микроклимата в гараже, их, естественно, лучше придерживаться. Приведем некоторые из них:
- Температура в гараже в зимнее время, должна поддерживаться на уровне +5 °С
- Обязательное оборудование приточно-вытяжной вентиляции
- Нормы воздухообмена (на 1 легковой автомобиль) – 180м3/ч
Хочется заметить: иностранные специалисты утверждают, что эффективная вентиляция возможна только при условии 6-10 кратного воздухообмена.
Виды вентиляционных систем
В настоящее время наиболее часто используются 3 вида систем вентилирования, каждый из которых заслуживает внимания.
Естественная вентиляция
Такой вид вентиляции достаточно дешевый. Монтаж подобной системы не потребует привлечения специалистов, все можно сделать самостоятельно.
Естественная вентиляция в гараже (схема довольно простая) состоит из жалюзи, которые устанавливают на воздухозаборном отверстии. Они необходимы для притока чистого воздуха. Оптимальное расположение – со стороны ворот в 15-20 см от пола. Большей эффективности такой вентиляции можно достичь, если сечение вытяжной решетки будет в 2-3 раза меньше, чем сечение приточного отверстия.
Для удаления воздуха предусматривается дефлектор.
Дефлектор является вытяжным устройством, которое устанавливается на крыше в конце шахты (вытяжного воздуховода). Дефлектором под воздействием ветра внутри вытяжного воздуховода создается область пониженного давления, что обеспечивает минимальный расход воздуха. Сделать вывод несложно: от атмосферных условий завис расход отработанного воздуха.
Естественная вентиляция не предполагает установки механических средств, поскольку процесс воздухообмена происходит за счет:
- Одновременного воздействия ветра на фасады здания и на воздуховод (выходную часть шахты)
- Подъемной силы, которая пропорциональна высоте шахты и разнице плотности между наружным и удаляемым воздухом
- Теплоизоляции воздуховода, которая служит защитным средством против накопления конденсата на наружной поверхности
Как мы уже говорили, приточные решетки устанавливаются со стороны ворот, а вот дефлектор необходимо установить у торцовой стены на 15-20см ниже уровня потолка. Монтируют его в вертикальном положении. В обязательном порядке следует провести теплоизоляцию наружной части дефлектора, чтобы обезопасить себя от скапливания конденсата. Высота возвышения жестяного воздуховода (или асбестовой трубы) над уровнем кровли составляет не менее 50см.
Управление потоками воздуха в системе естественного вентилирования осуществляется в ручном режиме в зависимости от времени года. Регулирование происходит при помощи утепленных шиберов. В теплое время года вытяжные и приточные отверстия должны находиться в открытом состоянии. Когда наступают холода, сначала прикрываются приточные жалюзи, а потом прикрывается и сама вытяжка в гараже.
В холодное время года важно соблюдать равенство площадей приточных и вытяжных устройств во избежание явления опрокидывания тяги. С целью регулирования потока воздуха необходимо предусмотреть заслонку, соответствующую диаметру сечения вентиляционного канала. Перепад высоты между вытяжным (верхним) и приточным (нижним) отверстиями должен составлять не менее 3м.
Расчет вентиляции помещения выполняется с учетом его площади. Это же относится и к расчету диаметра воздуховода. Так на 1м2 гаража должно приходиться 1,5см воздуховода. Сечение труб может варьироваться от 100 до 250 см2.
Естественная вентиляция гаража имеет свои плюсы и минусы. Обойтись без нее просто невозможно, но полного достаточного вентилирования круглогодично она обеспечить не может. Этим и объясняется необходимость одновременного обустройства других систем вентилирования.
Механическая вентиляция
Механическая вентиляция считается самой эффективной, поскольку практически не имеет недостатков. Удаление и приток воздуха осуществляется при помощи специальных независимых устройств вытяжной и приточной систем.
Вентиляция приточная
В состав установки, которая предназначается для обеспечения гаража воздухом, входят электрокалорифер, вентилятор и фильтр. Пройдя по вентиляционному каналу, поток воздуха оказывается в приточной установке. Здесь происходит процесс его фильтрации и нагревания, после чего воздух поступает в воздухораспределитель. Принцип действия такой вентиляции «снизу-вверх», то есть предусматривается нижняя подача притока воздуха. Достичь этого можно двумя путями:
Монтировать воздуховод в процессе строительства смотровой ямы, устанавливая на ее стенах приточные решетки
Опускание воздуховода практически на уровень пола (на 20-30см выше)
Для одних приемлема схема системы вентиляции, включающая осевой вентилятор, для других – канальный вентилятор. И первый, и второй вариант комбинируются с воздуховодом. Но канальный вентилятор обеспечивает более равномерное и полноценное воздухораспределение, хотя для обустройства подобной системы потребуется наличие значительного свободного подпотолочного пространства, которое будет отведено под размещение необходимого оборудования. Кроме того, такой метод является более трудозатратным.
Если гараж находится под землей, то вентиляционные воздуховоды необходимо обрабатывать огнезадерживающим составом («Эндотерм», «Фиброгейн» и другие), но прежде, чем применять эти средства, необходимо согласовать их использование с начальником пожарной инстанции (во избежание недоразумений). Кроме того, если позволяют финансовые возможности, не лишней будет установка специальных датчиков, с помощью которых можно контролировать концентрацию газа в гараже.
Гараж, система вентиляции которого продумана досконально, с учетом возможных трудностей в процессе его обустройства, прослужит без глобального ремонта не один год. Важно продумать не только территориальное размещение данной постройки, но и учесть возможность подвода горячей воды. Немаловажную роль играет лимит электроэнергии, именно от него зависит, какие агрегаты можно использовать в данном гараже, а какие будут перегружать электрическую сеть и могут послужить причиной короткого замыкания.
Выходом из сложных ситуаций может стать:
- Использование приточно-вытяжных электрических приборов, имеющих пластичный рекуператор тепла (преимущество – снижение затрат на электроэнергию)
- Эксплуатация устройств, которые работают на альтернативном топливе (дизель, керосин, отработанное масло или природный газ). Характерная особенности таких систем – установка «шкафного» стационарного обогревателя, который оснащается высоконапорным вентилятором и обеспечивает эффективный отток воздуха.
Рекуператор и приточно-вытяжная вентиляция
Чтобы понять, что же такое рекуператор, необходимо хоть немного разобраться в процессе, именуемом «рекуперацией воздуха».
Рекуперация воздуха – процесс нагревания более холодного воздуха (приточного) более теплым (вытяжным). В теплообменнике рекуперации внутренний теплый воздух отдает наружному воздуху значительную долю накопленного тепла. В результате отсутствуют потери тепловой энергии.
Приточно-вытяжная вентиляция работает по довольно простой схеме. В холодное время года поступающий в гараж воздух очищается фильтром и нагревается калорифером. Попадая в гараж, такой воздух согревает его и разбавляет собой пыль, вредные газы и пары бензина. После чего отработанный воздух «в холостую» выбрасывается на улицу. И, если разобраться, то такой подход совершенно не рациональный.
Так как сделать вентиляцию в гараже более эффективной? Рассмотрим это на примере. Итак, температура вытягиваемого из гаража воздуха, допустим, составляет +21 градус Цельсия, а температура воздуха свежего, поступающего, составляет -10 градусов. К примеру, у нас установлен пластинчатый рекуператор.
Конструктивно этот прибор имеет форму квадрата, в котором движение вытягиваемого воздуха направлено снизу вверх, а движение поступающего воздуха – слева направо. Теплопроводящие пластины, имеющиеся внутри, не позволяют этим потокам смешиваться. В результате 65-70% тепловой энергии вытяжного воздуха передается воздуху приточному. В итоге приточный воздух будет иметь температуру +12 – +16 градусов Цельсия (на выходе из рекуператора), а вытяжной воздух уже будет иметь температуру +2-+6 градусов Цельсия. Этим объясняется экономия электроэнергии, поскольку нагреть воздух, имеющий температуру -10 градусов Цельсия, гораздо сложнее, чем воздух, имеющий температуру +12 градусов Цельсия.
Рекуператоры выпускаются различных модификаций:
- Пластинчатый
- Роторный
- Водяной рециркуляционный
- Крышный
Пластинчатый рекуператор является самым дешевым и простым, сделать его можно даже своими руками. Такое устройство имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- Устройство имеет КПД 40-65%
- В теплообменнике отсутствуют трущиеся подвижные детали, что обеспечивает более длительный срок эксплуатации и нечастые ремонты
- В устройстве отсутствуют части, потребляющие электроэнергию
Минусы:
- Необходимость обустройства пересечения труб воздуховодов, что не всегда реализуемо
- Обмерзание рекуператора в зимнее время диктует потребность в периодическом выключении приточного вентилятора, либо же нужно применять специальный клапан
- Не приспособленность к влагообмену (только теплообмен)
Анализировать гараж и подбирать оптимальные вентиляционные приспособления необходимо в каждом конкретном случае.
Комбинированная система вентилирования
Вентиляция гаража будет более полной и качественной, если грамотно сочетать естественную и механическую системы вентилирования. Приток свежего воздуха в гараж в комбинированной системе происходит по тому же принципу, что и при естественном вентилировании, то есть через приточные решетки. А вот удаление отработанного воздуха будет осуществляться при помощи осевого вентилятора, который устанавливается в стену, или при помощи крышного вентилятора, который монтируется на утепленный участок воздуховода. Такой подход характерен для механических систем вентилирования.
Существенное преимущество такого метода заключается в том, что вытяжной вентилятор потребляет гораздо меньшее количество электроэнергии (менее 100Вт), чем при механическом вентилировании, стоимость всей системы по карману любому автолюбителю. Но и без недостатков также не обошлось. Все дело в том, что вытяжное оборудование в комбинированной системе вентилирования должно работать непрерывно. При выключенном вентиляторе система, конечно, работает, но эффективность ее гораздо ниже. Решить эту проблему можно при помощи реле или часового таймера, благодаря которым станет возможной автоматическая регулировка.
Еще пара недостатков комбинированной системы – переохлаждение гаража при минусовых температурах (поскольку отсутствует возможность прогрева воздуха), отсутствие фильтров.
Как сделать вытяжку в гараже, каждый хозяин решит сам. Но все-таки систему вентилирования стоит продумать еще до постройки гаража, учесть наличие смотровой ямы, погреба, прочих хозяйственных помещений. Необходимо помнить, что расчет также ведется исходя из количества автомобилей, которые будут обитать в этом «автодомике». Важно продумать обустройство системы, возможно ли ее будет выполнить в данном конкретном случае, какая система будет оптимальной, без чего можно обойтись, или же наоборот, что стоит предусмотреть дополнительно.