Рынок сантехнических изделийНа рынке сантехники завершается “высокий” осенний сезон реализации, и его основные игроки думают потуже затянуть пояса, поскольку спрос на такой иногда остро необходимый людям “продукт” далек от желаемого. Впрочем, здесь все, как и на большинстве других рынков строительных товаров: пока одни пугают (чаще всего самих себя. — Ред.) второй волной кризиса, которая, дескать, накроет так, что мало не покажется, другие ищут способы оптимизации затрат и увеличения объемов сбыта.
Слезы капают
Все опрошенные БИЗНЕСом участники рынка отмечают, что потребителям сейчас не до новых ванн и унитазов, пока, извините, не припрет. Не оправдались и надежды на активизацию строительства жилья: новоселов среди клиентов строительных супермаркетов и других торговых точек не так много. Сейчас рынок сантехники держится на плаву в основном благодаря хозяевам домовладений, которые занимаются ремонтом. Во всяком случае, реализация данного товара сохраняется на уровне прошлого года, что, кстати, можно признать заслугой торговцев.
Ведь с начала 2011 г. сантехника, прежде всего нижнего ценового сегмента, как отечественная, так и импортная, подорожала в среднем на 10%. Объяснение простое: повысилась цена на газ, используемый для обжига керамики, доля которого в стоимости продукции составляет около 30%. “Газ дорожает, соответственно, увеличивается стоимость сантехники”, — констатирует Збислав Кровяк, финансовый директор компании “Церсанит Инвест” (с.Чижовка, Житомирская обл.; производство и реализация санитарной керамики; с 2008 г.; более 1 тыс.чел.).
Сергей Шульга, маркетолог компании “Днепрокерамика” (г.Запорожье; производство и реализация сантехнических изделий из керамики; с 1993 г.; около 400 чел.), уточняет: для производства сантехники в Украине используют импортные компоненты, в частности, глазурь. Подорожало и отечественное сырье.
“Все поставщики материалов и комплектующих в этом году повысили цены. Но ввиду низкой платежеспособности покупателей отечественные производители сантехники стараются если и увеличивать цены, то незначительно, поскольку опасаются падения реализации. И все же не увеличивать цены на товар в нынешних условиях невозможно”, — считает Анна Юзик, генеральный директор компании “Славута Трейдинг” (г.Киев; реализация сантехники; официальный дистрибутор комбината “Будфарфор”; с 2006 г.; 32 чел.; до 2006 г. — Торговый дом “Укрбудматеріали”).
В условиях вялого спроса хлеб у поставщиков и производителей сантехники отбирают многочисленные ремонтные бригады. За 300-500 грн. они могут, к примеру, “превратить” эмалированную ванну в акриловую или провести “апгрейд” другой устаревшей сантехники — тоже по приемлемым ценам. Причем большинство этих бригад обещают и гарантийное обслуживание. Правда, вопрос о качестве таких работ остается открытым…
Как выкручиваются
Нельзя сказать, что участники рынка, образно говоря, замерли в скорбных позах возле своих унитазов и душевых кабин. Нет, они пытаются переломить ситуацию. Например, производители увеличивают экспорт своей продукции, в основном в страны СНГ. “У нас просто нет другого выхода, поскольку украинский рынок не потребит столько сантехники, сколько мы производим”, — поясняет г-жа Юзик.
Понятное дело, экспорт под силу только крупным производителям, у которых есть пространство для маневра. Правда, и у них не без проблем: спрос на сантехнические изделия в ближнем зарубежье также снижается, поэтому украинские экспортеры пытаются работать по принципу “лучше меньше, да лучше”.
Та же “Славута Трейдинг” в этом году предпочла расширить сеть дилеров в России и Казахстане, куда она традиционно поставляет свой товар, а не осваивать новые для себя внешние рынки. В результате только в Россию в январе — октябре 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., компании удалось увеличить экспортные поставки на 30%.
Разная розница
Производители помельче ищут пути оптимизации расходов, экономя на зарплате, рекламе, модернизации оборудования и т.д. Но не только. Эксперты рынка отмечают, что некоторые производители, да и поставщики дешевой китайской продукции (они особенно активизировались в первом полугодии. — Ред.), чтобы не тратиться на вхождение в сетевой строительный ритейл, начали активно предлагать свой товар мелкой рознице и торговцам на рынках.
“Рынок сантехники возвращается к базарам”, — утверждает Николай Власенко, частный предприниматель (г.Киев; продажа сантехники; с 2005 г.; 5 чел.). Он поясняет, что в этом случае продавцы-“единоналожники” почти не несут расходов на содержание и аренду торговых точек.
Соответственно, производители и поставщики именно на рынках могут предложить свой товар дешевле (в чем, правда, они не признаются. — Ред.). Несколько иная ситуация с мелкой розницей. По признанию дистрибутора производителя, пожелавшего остаться неназванным, такие магазины держат цены на уровне прошлого года благодаря сокращению торговой наценки в надежде заработать на увеличении объемов реализации сантехники.
А вот строительные супермаркеты, через которые в 2010 г. реализовывалось около трети сантехники (в денежном выражении), по информации участников рынка, ни на какие уступки не идут. В результате товар, реализуемый в сетевой строительной рознице, в среднем на 10% дороже, чем в мелких магазинах или на базаре.
“10% — это существенная разница в цене, которая заставляет покупателей пересмотреть свое отношение, по меньшей мере, к некоторым строительным супермаркетам”, — намекает Андрей Соколов, аналитик компании “ПРО-Консалтинг” (г.Киев; с 2004 г.; 10 чел.).
К сожалению, представители крупного сетевого строительного ритейла свою ценовую политику не комментируют, поэтому ограничимся соображениями производителей и поставщиков сантехники. Одни полагают, что сети гипермаркетов не пойдут на снижение рентабельности, поскольку создают некий запас прочности на следующий год, когда, возможно, произойдет существенное сокращение объемов реализации (см. “Плохой Санта”).
Другие считают, что никакого оттока покупателей из гипермаркетов не будет, поскольку по сравнению с остальной розницей они предлагают услуги по доставке и установке сантехники, да и ассортимент товара у них шире. Третьи указывают, что сетевики экономят на другом.
“Крупные продавцы все чаще стали предлагать торговые площади производителям и поставщикам сантехники для организации фирменных отделов. Таким образом они избавляются от затрат на поставки товара, складирование и зарплату своим продавцам. Вся их работа сводится к администрированию. Такая вот псевдоаренда”, — говорит производитель, пожелавший остаться неназванным.
А вот г-жа Юзик отмечает, что сетевики внимательно следят за ценами друг друга: “Если у других цены ниже, то совместно с поставщиками продукции они проводят работу с конкурентами для их повышения”. Другими словами, заставляют конкурентов проводить единую ценовую политику.
Плохой Санта
По предварительным прогнозам, в этом году объем реализации сантехники в денежном выражении останется на уровне 2010 г. А в следующем году, если сбудутся худшие ожидания, следует ожидать его существенного сокращения. Участники рынка прогнозируют, что количество специализированных торговых точек будет уменьшаться.
Для строительных супермаркетов тоже наступят не лучшие времена, но стоимость продукции в них, возможно, будет даже ниже, чем в других магазинах, как это было в 2009 г. Все-таки запас прочности у них больше.?
Рынок в цифрах
Товар, реализуемый на рынке: керамическая сантехника (унитазы, умывальники и т.п.), ванны, душевые кабины.
Объем рынка (в розничных ценах): в 2009 г. — около $210 млн, в 2010 г. — $126 млн, в 2011 г. (прогноз) — около $126 млн.
Количество субъектов рынка: украинских производителей санитарной керамики — 4, акриловых ванн — более 10; крупных импортеров — не более 10.
Структура реализации (в денежном выражении): отечественная продукция — 55-60%, импортная продукция — 40-45%.
Структура реализации по каналам сбыта (в денежном выражении): рынки - 28%, строительные супермаркеты - 27%, специализированные магазины - 25%, строительные организации - 10%, интернет-магазины - 10%.