Можно ли без специального образования работать дизайнером интерьера? Честно говоря, этот вопрос всегда меня ставит в неудобное положение, ибо сказать «нельзя» значит соврать. А сказать «можно» - значит дать человеку ложную и необоснованную надежду.
Почему стать дизайнером интерьера без специального образования можно? Очень просто – потому что человек в принципе может все. Если очень хочет и готов массу усилий приложить для достижения цели. Kроме того, даже среди дизайнеров с мировой известностью есть люди, не имеющие специального образования.
Почему же я не хочу говорить «можно»? Потому что людей, сделавших это, можно пересчитать по пальцам. В лучшем случае таких дизайнеров один из тысячи.
Есть несколько весьма серьезных ограничений для тех людей, кто хочет стать дизайнером интерьера в домашних условиях.
Во-первых, это ограниченность доступной информации. В интернете и в книжных магазинах сколько угодно информации по общественным отношениям, рекламе, маркетингу, даже по цифровому фото и по веб-дизайну. Но книг по дизайну интерьера катастрофически мало. Из них 95% рассчитаны на широкий круг читателя и не помогут в освоении специальности. Оставшиеся 5% довольно дороги (из-за высококачественной цветной печати) и выходят малым тиражом. А, следовательно, если упустить момент – то искомую книгу можно вообще не достать. Да, имеет смысл также упомянуть, что большая часть этих книг на английском, немецком и прочих иностранных языках. На русском книг по профессиональному дизайну интерьера выпускаются единицы.
Та же самая история и с журналами. Да, прилавки магазинов изобилуют журналами, посвященными дизайну интерьера. Но все они рассчитаны на людей, интересующихся внешней стороной дизайна. В этих журналах вы не найдете технических решений или каких-то обобщенных данных, которые сможете использовать. Да, просмотр таких журналов необходим и полезен, но он еще никого не сделал дизайнером.
Что же касается статей в интернете, на которые многие в наше время полагаются, то ситуация еще более печальная. Большая часть из них поверхностны, а некоторые совершенно очевидно написаны дилетантами. Я несколько раз сталкивалась с людьми, пишущими о дизайне интерьера в интернет или периодические издания – и в основном это журналисты, а вовсе не дизайнеры.
Во-вторых, это необходимость специальных технических знаний. Дизайн интерьера очень жестко связан с архитектурой, а также со множеством смежных специальностей. Kогда архитектор проектирует здание, он работает в тесном сотрудничестве с проектировщиками водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, а также с технологами и строителями. Дизайнер интерьера, казалось бы, приходит уже в готовое помещение, где все коммуникации запроектированы и сделаны и никаких проблем нет. На практике же дизайнеру не только приходится корректировать архитектуру отдельно взятый помещений (изменять планировку, назначение комнат), но и переносить значительную часть инженерных коммуникаций. И в этом случае, дизайнер должен разбираться в этом вопросе не хуже архитектора.
Также невозможно проектировать дизайн интерьеров не зная строительных норм и правил. Строительные нормативы состоят из десятков томов и оговаривают очень большое количество разнообразных сфер жизни, начиная от необходимого освещения в помещениях и заканчивая пожарной безопасностью. Безусловно, на память их не знает никто, но требуется помнить основные правила и уметь ориентироваться в нормативах, чтобы найти решение спорных вопросов.
Kроме того, очень существенным является понимание работы с отделочными материалами, знание их химического состава, физических свойств, знание того, как эти материалы ведут себя в различных условиях. Не говоря уже о проблематичных ситуациях, когда нужно соединить или совместить два разных материала, например паркет и плитку, сделав это красиво и технологически правильно. Многие люди сталкиваются с подобными проблемами во время ремонта, но дизайнер должен разбираться во всем многообразии отделочных материалов и способов работы с ними.
В-третьих, это особенность собственно дизайна, находящегося на грани науки и искусства. Даже преподаватели в университетах и художественных академиях никогда не говорят студентам, как надо делать. Они на примерах показывают, что НЕ надо делать. Теория дизайна, как и теория архитектуры существует, но даже преподаватели этой теории не всегда могут четко и емко ее рассказать.
Kроме того, дизайн – это все же во многом искусство. Многие считают, что ему нельзя научить, но можно научиться. Важнейшую роль в этом имеет именно получение образования в стенах учебного заведения. Общение с преподавателями не менее важно, чем общение с сокурсниками. Наблюдение и накопление визуального опыта тоже имеет не последнее значение.
Четвертое важное препятствие – стоимость ошибок. Если вы решили стать писателем – вы можете написать пятьдесят рассказов, прежде чем один из них оценят и возьмут на публикацию. Но каждая ошибка начинающего дизайнера интерьера – это деньги заказчика, работа строителей, испорченные стройматериалы. Большинству людей не по карману дизайнеры, которые учатся на своих ошибках за их счет.
Есть несколько профессий, хороший представитель которых просто обязан быть фанатом своего дела. И дизайнер – одна из них. Чтобы быть действительно хорошим дизайнером интерьера, необходимо постоянно искать новую информацию, новый визуальный опыт, новые оригинальные возможности и сочетания. Это не только и не столько работа, сколько образ жизни. Я не могу себе представить выдающегося интерьериста, занимающегося своим делом восемь часов рабочего времени, а потом забывающего о работе, переключаясь на другие дела. Страсть, интерес, стремление являются обязательными составляющими работы дизайнера.
Многие возразят – а как же талант? Разве талант не является необходимым для успешной работы дизайнера интерьера? И я отвечу вам – талант есть субстанция настолько неуловимая и неконтролируемая, что его не представляется возможным учитывать. Никто и никогда не может однозначно сказать – да, этот человек талантлив. Никому не выдают справку о гениальности. И есть немало людей, считавших себя талантливыми, но успеха не добившихся. Равно как и наоборот.
Я всегда вспоминаю фразу «Гений на 10% состоит из таланта и на 90% из работы». Поэтому даже наличие у вас 10 заверенных печатью справок о таланте и гениальности не сделает вас дизайнером интерьера.
Если вы все же уверены, что в вас есть и страсть и интерес, и талант, и вы способны и хотите стать дизайнером интерьера, то позвольте задать вопрос – а почему бы не пойти все же учиться? Ответы на этот вопрос не отличаются оригинальностью, я даже собрала небольшую коллекцию.
1. В моем городе нет соответствующего учебного заведения.
Бывает и даже очень часто. Но я знаю массу людей, которые уехали учиться в другие города. Им было тяжело, но это вполне возможно.
2) Я не умею рисовать.
Никто не рождается с умением рисовать, ему учатся. В том числе на курсах, индивидуальных занятиях, в школах и ВУЗах. Говорят, даже обезьяну можно научить рисовать. Значит и у вас есть шанс – просто надо учиться.
3) Я не могу учиться и работать, и не могу позволить себе только учиться.
Есть вечерние отделения, есть заочные. Есть, в конце концов, курсы. Да и не так уж страшно тяжело - учиться и работать одновременно – масса людей это делают. Это сложно, но вполне возможно. Если хотеть.
Безусловно, бывают все же ситуации, когда получить специальное образование в сфере дизайна интерьера настолько трудно, что человек склонен выбрать более легкий пусть самообразования. Но не обманывайте себя – он ничуть не легче. Вам придется целенаправленно изучать:
теорию дизайна
технологию строительных работ
основы архитектуры
светодизайн
проектирование мебели
компьютерные программы.
Вам придется пройти массу курсов – и не все они принесут реальный результат. Вам действительно нужно будет составить себе программу обучения и суметь четко следовать ей, не давая себе поблажек. Это требует огромного желания, силы воли, дисциплины. И в конечном итоге, гораздо сложнее обучения в ВУЗе.
Всем, кто действительно мечтает об этой профессии – не позволяйте ничему становиться у вас на пути. Будьте упорны, будьте трудолюбивы, учитесь, работайте. Будьте готовы к трудностям, будьте готовы к жертвам – времени, сил, нервов, денег. Не ищите себе оправданий – просто делайте. Если вы это можете – значит, вы сможете стать тем одним из тысячи выдающимся дизайнером интерьеров без специального образования. Тем самым исключением, из-за которого сказать «нельзя» - значит соврать.